Министерство образования и науки Красноярского края 

Краевое Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение

"Техникум Инновационных Промышленных Технологий и Сервиса"

г. Железногорск 

Пятница, Сентябрь 22, 2017

Хорошее резюме одно из самых эффективных средств поиска работы. Чтобы добиться личной встречи с работодателем, нужно составить и отослать ему резюме, которое призвано выделить соискателя в общем потоке, создать о нем максимально благоприятное впечатление.

Основная цель написания любого резюме – заинтересовать работодателя или его представителя своей кандидатурой, добиться приглашения на собеседование.

1. Принципы составления резюме

  • Резюме — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу. Шанс произвести впечатление, у резюме есть только во время его первого прочтения, поэтому так важно правильно его составить. Составляя резюме необходимо делать акцент на те стороны личности, образования и трудовой деятельности, которые подходят под конкретную вакансию и конкретного человека. Именно по этой причине нет единого шаблона резюме.
  • Краткость - Резюме должно содержать только то, что, с Вашей точки зрения, интересует работодателя на конкретную должность. Нет необходимости перегружать свое резюме лишней информацией.  Краткость также, показывает манеру изложения информации, что тоже оценивается в некоторых случаях. Постарайтесь отбросить лишнюю «воду», оставить только факты. Осторожно используйте аббревиатуры, помните, что работодатель совсем не обязан знать, как они расшифровываются. В особенности это касается названий учебных заведений и предприятий при отправлении резюме в другой город.

К примеру, если Вы поставили цель стать менеджером по продажам, описание всех изученных Вами компьютерных программ и пакетов – совсем не обязательно. А если Вы хотите устроиться электриком – то законченные Вами курсы «оператор ЭВМ», тоже не стоит вносить в резюме.

  • Аккуратность - в оформлении резюме убивает сразу двух зайцев. Во-первых, информация хорошо читается, что экономит время кадрового специалиста и характеризует Вас в его глазах, как человека экономящего и уважающего это время. Во-вторых, небрежно оформленное резюме могут запросто проигнорировать.
  • Простота - изложения предполагает однозначную трактовку представленной информации. Не стоит употреблять профессиональные термины, не будучи уверенным в том, что они будут понятны представителю работодателя. Если же Вы считаете, что употребление оправданно, то можно дать краткое определение в скобках.
  • Грамотность - При прочих равных условиях отсутствие ошибок в резюме ставит его на ступеньку выше конкурентов. При составлении резюме не стоит полагаться на автоматические редакторы, лучше попросить знакомых прочесть Ваше резюме. Если же такой возможности нет, то прочтите его сами, только обязательно вслух. Само собой приведенные в резюме профессиональные термины и названия ни в коем случае не должны содержать ошибок. Если Вы не уверены в правильности написания фразы или термина – спросите знакомого работающего в этой области или найдите информацию в Интернете.
  • Честность - Помните, что вся указанная в резюме информация может потребовать доказательства при собеседовании. Поэтому приукрашивание фактов возможно только в случае крайней необходимости.
  • Направленность - Для каждой конкретной вакансии необходимо составление своего, «прицельного» резюме. Учитывая особенности предполагаемой работы, изменяйте акцент излагаемой информации.

2. Требования к оформлению и размещению резюме

Размер резюме не должен превышать 1 лист А4. Это связано с особенностями человеческого восприятия. На рассмотрение одного резюме обычно тратится 15-20 секунд. За это время у человека сформируется первое впечатление о Вас, которое в большинстве случаев окажется и последним. Вы будете отнесены либо к категории «перспективных», либо к «совершенно неподходящим». Поэтому у Вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление.

За 15-20 секунд специалист, просматривающий Ваше резюме, должен получить конкретную информацию, демонстрирующую обоснованность Ваших претензий на рабочее место.

В первую очередь работодатели обращают внимание на предыдущее место работы кандидата, во вторую — на его практический опыт (трудовой стаж), в третью — на его квалификацию. С предоставления этих данных и должно начинаться Ваше резюме.

Позаботьтесь о том, чтобы информация, которую в первую очередь будет искать работодатель, содержалась в начале Вашего резюме. Чем быстрее он найдет то, что ищет, тем выше шансы, что Ваше резюме успешно преодолеет этап первичного отбора, и Вы получите приглашение на собеседование. Поэтому рекомендуется подготовить, по возможности, несколько вариантов резюме.

Для этого сохраните базовый вариант в виде компьютерного файла и, по мере необходимости, вносите в него необходимые коррективы. Например, изменяйте порядок следования отдельных пунктов в списке Ваших умений и навыков, смещайте акценты и изменяйте степень детализации, — в зависимости от того, что требуется конкретному работодателю.

Если Вы студент  или выпускник учебного заведения и пока не имеете профессионального опыта — не отчаивайтесь. Вспомните свои учебные работы (диплом, курсовые работы, производственная практика, общественные проекты, в которых Вы принимали участие и т.д.). Не забудьте указать, какую именно работу Вы выполняли во время обучения. По - больше конкретной информации.  Постарайтесь показать себя человеком, который уже имеет опыт и свои наработки.

При оформлении резюме в печатном виде используйте качественную бумагу, желательно белую или кремовую. Шрифт должен быть хорошо читаемым, как правило, в диапазоне от 12 до 14 пунктов.

Не увлекайтесь графическими рисунками, вычурными рамками, виньетками и прочей ерундой. Полностью пишите названия школ, техникумов и городов.

Используйте глаголы действия, характеризуя свой опыт: "устроил", "организовал", "наладил" и проч. Пользуйтесь краткими фразами и не увлекайтесь длинными словосочетаниями. Употребляя при необходимости специфические технические термины, позаботьтесь, чтобы они были понятны неспециалистам.

Резюме не имеет строго шаблона, тем не менее, рассмотрим основные блоки информации, часто используемые в резюме:

1. Личные данные

  • Фамилия Имя Отчество, пишутся полностью.
  • Дата рождения, можно с указанием полных лет в скобках.
  • Адрес места жительства. Достаточно указать город и район проживания.
  • Контактная информация. Укажите 1-2 номера телефона с указанием типа связи (сотовый, домашний, рабочий).

2. Цель резюме. Указание должности, на которую Вы претендуете. Конечно, возможно указание нескольких смежных должностей, но крайне рекомендуется для каждой составлять свое резюме.

3. Образование. В обратном порядке (т.е. начиная с последнего места учебы) по следующей схеме:

  • Дата поступления – дата окончания
  • Наименование учебного заведения, факультет
  • Полученная специальность, по диплому.

4. Опыт работы. В обратном порядке (т.е. начиная с последнего места работы) по схеме:

  • Дата приема – дата увольнения
  • Название фирмы
  • Название Вашей должности
  • Описание Ваших функциональных обязанностей

5. Дополнительное образование (если есть) – курсы, семинары, тренинги и т.п., по схеме:

  • Дата начала, количество часов или дата окончания
  • Название учебного заведения
  • Тематика образования
  • Полученная специальность

6. Дополнительные навыки. Уровень знания ПК, степень владения иностранными языками, наличие водительских прав, автомобиля и т.д. Указывается, то, что как Вам кажется необходимо для конкретной вакансии.

7. Личные качества. Укажите несколько, отличающих Вас от других, личностных черт, помогающих достичь нужных результатов в работе.

Когда Вы позвоните по интересующему Вас объявлению или в компанию, как правило, Вас попросят передать резюме по почте, факсу или e-mail. Выберите любой возможный для Вас способ, не навязывая личной встречи.

Рассылка по почте

Можно ограничится резюме на 2-3 листах и сопроводительным письмом, хотя для усиления эффекта или по требованию можно вложить фотографию, копии сертификатов и рекомендаций. Это хороший метод, однако, из-за низкой скорости доставки, он потребует от Вас большого терпения. Но не стоит им пренебрегать, так как у него есть свои преимущества. 

Рассылка по факсу

Отправлять фотографию по факсу не стоит - черное пятно в правом углу вряд ли является украшением, да и займет ценную площадь. На интервью обязательно берите с собой оригинал, а если есть возможность, то и файл с резюме на флэш-карте.

Рассылка по электронной почте

Соискатели часто думают, что достаточно в поле «Тема письма» написать «Резюме», приложить к пустому сообщению файл с названием «Резюме.doc» и дело в шляпе... Практика показывает, что этого совсем не достаточно. Существует ряд правил оформления электронного письма с резюме.

Первое, на что необходимо обратить внимание: резюме всегда отправляется как вложение в письмо, а не в нем самом письме в виде обычного теста. Далее обратите внимание на название самого файла резюме. Имя файла должно быть уникальным. Большая ошибка называть свой документ «Резюме.doc» или «Resume.doc». Как правило, 70-80% присланных документов имеют именно такие названия. Называйте файл с резюме своей фамилией и инициалами, а в скобках дополнительно укажите название должности. Например: «Болконский АН (Руководитель отдела кадров).doc»

В теме письма следует писать свою фамилию и инициалы, а также название должности, на которую вы претендуете. Например: «Болконский А.Н. резюме на должность «Повара, кондитера».

Обратите внимание на то, что написано в поле письма «От». Обязательно укажите в нем свои имя, фамилию и отчество — никаких псевдонимов или только названий почтового ящика!

В поле «Кому» указывайте только один конкретный e-mail интересующей вас компании — никакой массовой рассылки.

3. Особенности составления резюме соискателем без опыта работы

Для недавних выпускников учебных заведений вполне нормально отсутствие официального опыта работы (т.е. без внесения записи в трудовую книжку).

Чтобы составить резюме без опыта работы, необходимо пройти несколько подготовительных этапов. Возьмите лист бумаги и приготовьтесь записывать.

Для начала вспомните все, чем Вы занимались во время обучения. Например: кружки, увлечения, хобби, есть ли у Вас какие либо награды за участие в конкурсах - грамоты, дипломы и пр.

Также не забывайте про каникулы – вспомните, например: посещаемые секции, поездки, общение с друзьями и т.д.

Теперь попробуйте описать свои увлечения (хобби). Например: рыбалка, спорт, знакомства, компьютер.

Подумайте, какими личными качествами Вы обладаете, какие навыки имеете.

Посмотрите на получившийся список и выберите из него все, что, с Вашей точки зрения, полезно указать в резюме для выбранной вакансии.

Ниже приведен пример резюме, в котором показано, как можно обойтись без официального опыта работы:

 

Титаренко Роман Викторович

Дата рождения: 16.02.1980
Город: Киев
Моб. телефон: +3 (000) 000 00 00
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Цель: Замещение должности повара.

Образование:

сентябрь 1997 г. – июнь 2000 г. Профессионально-техническое училище №19, отделение кулинарии, специальность – «повар» (дневное отделение).

Профессиональные навыки:

  • Умение пользоваться кухонным оборудованием;
  • Знание вкусовых особенностей различных блюд;
  • Навыки приготовления различных блюд;
  • Умение оформлять приготовленные блюда;
  • Владение языками: русский и украинский языки свободно; английский – базовый.

Личные качества:

Исполнительность, ответственность, умение работать в команде, любовь к кулинарии, творческий подход, чистоплотность, отсутствие вредных привычек, организованность, хорошая память.

Хобби и увлечения: Автомобили, туризм, книги.

Дополнительные сведения:

Семейное положение: женат.
Дети: есть.
Наличие санитарной книжки: да.
Возможность командировок: да.

Надеемся, что советы помогут вам. Удачи!