Министерство образования и науки Красноярского края 

Краевое Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение

"Техникум Инновационных Промышленных Технологий и Сервиса"

г. Железногорск 

Пятница, Сентябрь 22, 2017

Локальные акты техникума

 

 

Основные положения

Настоящее Положение по организации промежуточной аттестации обучающихся КГБПОУ «Техникум инновационных промышленных технологий и сервиса» в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273, ч.2 ст30.

1. Основные цели и задачи

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) среднего профессионального образования включает в себя промежуточную аттестацию обучающихся по дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям с целью проверки уровня знаний и умений, сформированности общих и профессиональных компетенций.

Система промежуточного контроля качестваобучения обучающихся предусматривает решение следующих задач:

  • обеспечение целостного и полного усвоения обучающимися содержания образовательных программ ФГОС СПО;
  • широкое использование современных контрольно-оценочных технологий;
  • поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения на уровне преподавателя, ПЦК техникума;
  • полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;
  • обеспечение сформированности общих и профессиональных компетенций, умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач, выполнении лабораторных работ;
  • комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования определенной компетенции, обеспечивающей выполнение конкретной трудовой функции.

2. Содержание и организация промежуточного контроля знаний

2.1. Промежуточная аттестация проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки специалиста требованиям к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования в двух основных направлениях:

  • оценка уровня освоения учебных дисциплин и междисциплинарных курсов;
  • оценка компетенций обучающихся, аттестацию в условиях реализации профессиональных модулей. Основными формами промежуточной аттестации являются:
  • Экзамен, в том числе: экзамен по нескольким дисциплинам или МДК, экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю;
  • Зачет, в том числе: дифференцированный зачет по отдельной дисциплине или МДК; дифференцированный зачет по практике.

2.2. Промежуточную аттестацию проводят после завершения освоения программ профессиональных модулей и\или учебных дисциплин, а также после изучения междисциплинарных курсов и прохождения учебной и производственной практики с в составе профессионального модуля. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета или дифференцированного зачета за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины или профессионального модуля.

3. Формы и порядок промежуточной аттестации

3.1.Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются техникумом самостоятельно, периодичность ее определяется рабочими учебными планами, разработанными в соответствии с ФГОС.

3.2.В соответствии с Типовым положением об учреждении среднего профессионального образования в каждом учебном году количество экзаменов не должно превышать 8, а количество зачетов - 10 (без учета зачетов по физической культуре).

3.3.По результатам промежуточной аттестации преподавателями заполняется Ведомость промежуточной аттестации Форма 1 (см. Приложение Б).

4.Подготовка и проведение экзамена по учебной дисциплине или МДК

4.1.Подготовка к экзамену

Промежуточную аттестацию в форме экзамена следует проводить в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Если дни экзаменов чередуются с днями учебных занятий, выделение времени на подготовку к экзамену не требуется, и проводить его можно на следующий день после завершения освоения соответствующей программы. Если два экзамена запланированы в рамках одной календарной недели без учебных занятий между ними, для подготовки ко второму экзамену, в т. ч. для проведения консультаций, следует предусмотреть не менее 2-х дней. В отдельных случаях возможно проведение комплексного экзамена (квалификационного) - по двум или нескольким профессиональным модулям, в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и/или нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок подтверждения квалификации.

Экзамены проводятся согласно графику учебного процесса рабочего учебного плана.

К экзамену по дисциплине допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все лабораторные работы и практические задания по данной дисциплине.

Обучающимся может быть разрешена сдача экзаменов по индивидуальному графику (в связи с поездкой на санаторно-курортное лечение, по болезни и т.д.), согласованному с замдиректора по УР.

Форма проведения экзамена по дисциплине или МДК (устная, письменная, смешанная или тестирование) устанавливается на цикловой комиссии и в начале семестра доводится до сведения обучающихся.

Письменные экзаменационные работы выполняются на бумаге со штампом образовательного учреждения. Письменные экзамены проводятся одновременно со всем составом группы. Во время сдачи устного экзамена в аудитории должно находиться не более 7-8 обучающихся. 

Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы и охватывают ее наиболее актуальные разделы и темы. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний.

Преподавателем учебной дисциплины или МДК, выносимых на экзамен, составляется перечень вопросов и практических заданий для подготовки к экзамену. Данный перечень обсуждается на цикловой комиссии и утверждается заместителем директора по учебной работе. Количество вопросов и практических задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов.

На основе разработанного и объявленного обучающимся перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до обучающихся не доводится.

В содержании билетов должны быть отражены требования к знаниям и умениям обучающихся, предусмотренных ФГОС и рабочей программой.

Экзаменационные билеты утверждаются заместителем директора по учебной работе за 2 недели до проведения экзамена.

В экзаменационные билеты для проведения экзамена по дисциплине включаются:

  • «1» вариант - 2 вопроса и 1 задача или пример;
  • «2»  вариант - 1 вопрос и 2 задачи или пример;
  • «3»  вариант - 2 вопроса;

Выбор варианта зависит от специфики дисциплины.

Число экзаменационных билетов должно быть обязательно больше числа студентов в группе.

Для параллельных групп можно использовать один комплект билетов.

Экзамен может проводиться в тестовой форме, в т.ч. в электронном виде. Тесты для проведения экзамена по дисциплине разрабатываются согласно требованиям, предъявляемым к составлению тестов, и должны быть разноуровневыми.

В период подготовки к экзамену проводятся консультации по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, которые разрешены к использованию на экзамене, определяется на цикловых комиссиях.

К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:

  • экзаменационные билеты;
  • наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;
  • комплекты тестов;
  • экзаменационная ведомость.

Обучающиеся, выполнившие лабораторные и практические работы по учебным дисциплинам текущего семестра в полном объеме, имеют право на усмотрение преподавателя по согласованию с заместителем директора по учебной работе на получение экзаменационной отметки без сдачи экзамена.

Обучающемуся, не явившемуся на экзамен по уважительной причине, подтвержденной документально, по его заявлению приказом директора техникума устанавливается индивидуальный график сессии.

4.2.Проведение экзамена по учебной дисциплине или МДК

Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине или МДК в экзаменационной группе.

На выполнение задания по билету (подготовку) при проведении экзамена отводится не более 1 академического часа.

На сдачу устного экзамена предусматривается не более одной трети академического часа (15 минут) на каждого обучающегося, на сдачу письменного экзамена - не более трех часов на учебную группу.

После ответа на вопросы экзаменационного билета экзаменуемому могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.

Во время экзамена обучающийся может пользоваться наглядными пособиями, материалами справочного характера, нормативными документами и образцами техники, разрешенными к использованию на экзамене.

Уровень подготовки обучающегося оценивается в баллах: отлично (5), хорошо (4), удовлетворительно (3), неудовлетворительно (2).

В критерии оценки уровня подготовки обучающегося входят:

  • уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;
  • умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.

Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку обучающегося (кроме неудовлетворительной). В случае несогласия обучающегося с выставленной отметкой по устному экзамену, обучающийся имеет право подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию в день сдачи экзамена. Повторная сдача экзамена проводится в присутствии всех членов комиссии, в день сдачи экзамена. Решение конфликтной комиссии оформляется протоколом и доводится до обучающегося, преподавателя, администрации. В состав конфликтной комиссии входят преподаватели данной дисциплины, председатели цикловых комиссий и другие преподаватели.

Письменные экзаменационные работы оцениваются также по пятибалльной системе. Обучающийся имеет право ознакомиться со своей экзаменационной работой, проверенной преподавателем, и в случае несогласия с выставленной отметкой в трехдневный срок подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию, создаваемую техникумом. Конфликтная комиссия в трехдневный срок знакомится с письменной контрольной работой, и результаты доводятся до сведения обучающихся, преподавателя, администрации не позднее этого срока.

«Экзаменационная оценка по дисциплине за данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля. С целью повышения оценки допускается повторная сдача экзамена. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. В случае неявки обучающегося на экзамен, преподавателем делается в ведомости промежуточной аттестации отметка «не явился».

5.Подготовка и проведение зачета и дифференцированного зачета по учебной дисциплине или МДК

5.1.Зачет по учебной дисциплине как форма промежуточной аттестации предусматривается техникумом по дисциплинам, на изучение которых согласно учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими дисциплинами объем часов обязательной учебной нагрузки.

Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины или профессионального модуля.

Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на зачет, разрабатывается преподавателем дисциплины, согласовывается с председателем цикловой комиссии и доводится до сведения студентов не позднее, чем за месяц до проведения зачета.

Вопросы и практические задачи должны соответствовать примерному перечню вопросов к зачету, формам контроля знаний, включенному в рабочие программы учебных дисциплин или МДК. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть применены тестовые задания, как на бумажном, так и на электронном носителе.

Обучающиеся, не выполнившие практические и лабораторные работы в полном объеме, не допускаются преподавателем к зачету по учебной дисциплине до ликвидации задолженностей в объеме и форме, определенных преподавателем.

5.2.Уровень подготовки обучающегося при дифференцированном зачете.

оценивается в баллах: отлично (5), хорошо (4), удовлетворительно (3), неудовлетворительно (2).

Обучающимся, несогласным с оценкой, полученной на дифференцированном зачете, предоставляется право пересдачи в присутствии комиссии в составе от 3 до 5 человек согласно распоряжению по учебной части.

Оценка по зачету/ дифференцированному зачету заносится преподавателем в зачетную книжку обучающегося (кроме неудовлетворительной) и ведомость промежуточной аттестации (в том числе и неудовлетворительная).

6.Подготовка и проведение дифференцированного зачета по практике

6.1По окончании практики обучающийся лично пишет и представляет отчет, в котором отражает всю проделанную работу, а также сдает зачет (дифференцированный зачет) по практике. При этом полученная оценка (зачет) приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающегося.

При выставлении обучающемуся оценки по итогам практики принимается во внимание:

  • соответствие профиля работы на производственной практике будущей профессии;
  • степень и качество выполнения Программы практики и индивидуального задания;
  • содержание отзыва о проделанной в ходе практики работе от организации (учреждения, предприятия), в которой обучающийся проходил практику;
  • содержательность доклада и ответов на дополнительные вопросы;
  • содержание и качество отчетных документов.

6.2.Формы выставления дифференцированных зачетов по практике определяются в соответствии с Положением о производственной практике.

6.3.Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, полностью и с высоким качеством выполнившему Программу практики и индивидуальное задание; представившему все отчетные документы; четко и обстоятельно доложившему о результатах практики; в ответах на вопросы показавшему глубокие знания и умения практически исполнять функциональные обязанности по осваиваемой специальности (профессии); получившему положительный отзыв от организации (учреждения, предприятия), в которой обучающийся проходил практику.

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, выполнившему Программу практики и индивидуальное задание; представившему все отчетные документы; грамотно доложившему о результатах практики и правильно ответившему на вопросы членов комиссии; получившему положительный отзыв от организации (учреждения, предприятия), в которой студент проходил практику.

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, в основном выполнившему Программу практики и индивидуальное задание; представившему все отчетные документы; доложившему о результатах практики и ответившему на вопросы членов комиссии; получившему положительный отзыв от организации (учреждения, предприятия), в которой обучающийся проходил практику.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, не выполнившему Программу практики и индивидуальное задание; не представившему все отчетные документы; получившему неудовлетворительный отзыв от организации (учреждения, предприятия), в которой обучающийся проходил практику.

Проведение зачета по практике осуществляется за счет времени, выделяемого на практику.

7 Проведение экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю

7.1.Экзамен (квалификационный) проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС НПО, СПО.

Экзамен (квалификационный) проводится в последнем семестре освоения программы профессионального модуля и представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с привлечением в качестве внешних экспертов работодателей, преподавателей смежных дисциплин. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля — МДК и предусмотренных практик.

7.2.Итогом экзамена (квалификационного) является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен». В ведомости промежуточной аттестации запись будет иметь вид: «ВПД освоен» или «ВПД не освоен», в зачетной книжке записывается: «ВПД освоен», неудовлетворительный результат не заносится.

По итогам экзамена (квалификационного) возможно присвоение выпускнику определенной квалификации.

8 Особые условия прохождения промежуточной аттестации

8.1.Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

8.2.Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

8.3.Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

8.4.Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

8.5.Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

8.6.Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий курс условно.

8.7.Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Основанием возникновения образовательных отношений является приказ директора техникума, осуществляющего образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации.